Приветствую Вас Гость!
Суббота, 20.04.2024, 19:24
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Наш опрос



Оцените сайт НПСО
Всего ответов: 3136

Все опросы

Календарь

«  Декабрь 2022  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Статистика




Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0


Теги

шествие спорт пикет Орск кпрф Орские известия молодежь оренбург Патриоты России первенство конкурс ЖКХ национальные центры депутаты свобода сонет поэты губернатор дети Кувандык гитара федерация баскетбола Коровин Комсомольская площадь НПСО РСМ непоседы Орская Хроника барды горсовет Берг депутат ТСЖ Макаров ОАкЦ митинг Козерод Седой баскетбол Фонд милосердия Великий Октябрь ветераны День Победы баскетбол Власть Восточное Оренбуржье ЭКОЛОГИЯ Общественная палата журналисты футбол актив Фролов общественность комсомол суд литобъединение франц 2010 фестиваль непоседы. выборы коррупция Турнир Перекат турнир ветеранов трезвость пробежка Кубок городское собрание встреча волейбол юноши Орск. митинг Первомай Бабье лето 2007 год. Перекат отдых администрация Орска новый год Дюндин Губерля горы Справедливая Россия Россия турслет команда Зудилов праздник чемпионат первенство города НПСО. Актюбинск фронтовики федерация баскетбола. ТКО гай Новотроицк Казахстан Франц. городское собрание. Орск. Кувандык
















































































Форма входа

Поляничко В.П.


9.03.1937-1.08.1993
Узнать больше...

Общественная приёмная

Энциклопедия

Архив записей

Поиск

Наши баннеры

НПСО баннер



| Ещё баннеры |

Наши друзья

Подписка на рассылку

Имя: 
E-mail
Главная » 2022 » Декабрь » 27 » Часть 2. Социализм, как надежный путь к будущему.
16:56
Часть 2. Социализм, как надежный путь к будущему.
Данная статья является продолжением проекта достойной встречи 100-летия образования СССР.

Часть 2. Социализм, как надежный путь к будущему.

Пережив период «военного коммунизма» и этапы новой экономической политики, Орск попал в планы первой пятилетки развития народного хозяйства СССР. Этим планом предусматривалось на Южном Урале создать три крупных индустриальных центра. В городе Магнитогорске – центр металлургии, в Троицке – точного машиностроения, а в Орске – промышленную базу для тяжелого машиностроения.
С 1932 года на правом берегу Урала, на степных просторах началось строительство локомотивного завода. В целом здесь планировалось построить металлургический комбинат, сам завод и ТЭЦ, которая обеспечивала бы электроэнергией и паром высокого давления. Размах был солидный: предполагалось, что завод будет выпускать паровозы нескольких видов, в том числе ежегодно 540 тяжелых паровозов модели ФД (Феликс Дзержинский). Это была гордость советской инженерной науки – исполинская машина мощностью 3100 лошадиных сил, с ходом поршня более 0.7 метра!
На огромной площадке (сейчас это территория ЮУМЗа и механического завода) стали рыть котлованы, заливать фундаменты, вколачивать сваи. Тут же, чуть в стороне, принялись строить временную электростанцию, или ВЭС (потом она стала кондитерской фабрикой, теперь – торговым центром). А неподалеку от промзоны (на месте нынешней школы № 6 и гостиницей «Урал» и т.д..) раскинулся поселок Локомотивстрой.
В планы второй пятилетки развития народного хозяйства СССР были включены новые важные промышленные объекты Орска – нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) и продолжение строительства мясо-консервный завод. Первый камень под будущий МКК был заложен 7 ноября 1931 года управлением «Мясохладостроя». А первую продукцию здесь выдали в 1935 году.
Орский крекинг завод принимает 25 декабря 1935 года первую нефть по трубопроводу «Каспий – Орск» и начинают работать технологические установки первичной переработки нефти и технического крекинга.
Орск по праву становится центром Орско-Халиловского промышленного узла. Для координации работ партией большевиков в наш город в 1934 году направляется Сергей Миронович Франкфурт в статусе уполномоченного Наркомата тяжелой промышленности по Орско-Халиловскому району. Ему предстояло организовать работы не только на вышеперечисленных объектах, а также на Блявинском золото-медно-серном комбинате треста «Ормедьзолото» и ОХМК в поселке Ново-Троицк. Сергей Миронович имел производственный опыт, за организацию строительства Кузнецкого металлургического комбината (Кузнецстрой) он был награжден орденом Ленина.
В Орске Франкфурт знакомится с геологом Иосифом Рудницким, и тот убеждает уполномоченного внести корректировку в планы второй пятилетки. Советский Союз остро нуждался в никеле и кобальте, а разработка открытых геологом никелевых руд недалеко от поселка Аккермановка позволяла решить эту проблему. Сергей Миронович, большевик с 1904 года, лично знакомый со Сталиным, решается с идей строительства Никелькомбината выйти на руководство Советского Союза. В итоге, корректировки в стратегические планы развития страны были сделаны в оперативном порядке. Решение о строительстве никелевого завода в Орске Наркомом тяжелой промышленности СССР было принято 29 апреля 1935 года, а строительство комбината начато 13 мая 1935 года.
Для этого на новый объект переводится часть рабочих с Локомотивстроя. А для приезжающих со всех концов Советского Союза строителей будущего никелевого гиганта строится поселок Никель и разрастается самострой поселка Первомайский.
Строительство гигантов советской индустрии в Орске тесно связывается с возведением объектов социального направления. Первый «Дом социалистической культуры» был построен в 1934 году из кирпича, который получили комсомольцы, разобрав две церкви. К 20-летию Октябрьской революции в нашем городе открылся местный театр «Октябрьской революции» спектаклем «На берегу Невы» по пьесе Константина Тренева, где среди действующих лиц на сцене появился даже Ленин.
По просьбе рабочих, и выполняя наказы избирателей, в центре поселка Локомотивстрой к августу 1936 года строится цирк. Это было солидное заведение, так как одновременно выступления цирковых артистов могли смотреть до 650 человек. Однако в марте 1938 года депутаты Орского горсовета принимают другое решение: цирк ликвидировать, здание цирка разобрать, а материал использовать на строительство летнего городского кинотеатра.
В городе в оперативном порядке возводятся школы, медицинские учреждения, благоустраиваются парки Строителей, Никель и ТЭЦ 1, строятся спортивные площадки и футбольные поля с местами для зрителей. В живописной излучине Урала на месте бывших купеческих дач отрывается дом отдыха «Ущелье».
27 ноября 1936 года Совет народных комиссаров РСФСР утверждает Генеральный проект планировки г. Орска, разработанный под руководством Ганса Шмидта из группы крупного архитектора Германии Эрнста Мая. Идея строительства «соцгородка» нашла полное и многообразное воплощение в застройке Орска: прямоугольной сетке магистралей и улиц, микрорайонирование и определенный набор учреждений культурно-бытового комплекса.
В 1938 году окончательно приостановили работы на строительной площадке локомотивного завода. Фундаменты и остовы будущих корпусов на огромной территории опустели. А в это время Завод металлоконструкций (ЗМК) выдал первую продукцию.
По результатам всесоюзной переписи в городе Орске числилось 66 300 человек.
В Орске открывается фельдшерско-акушерская школа, аэроклуб, автошкола, первое в области ремесленное училище, Орский горно-металлургический техникум. Город становится кузницей кадров социалистического общества.
Начавшаяся война придала дополнительный импульс развитию промышленности Орска.
На базе, эвакуированной из Курска биофабрики, 1 сентября 1941 года начала действовать Орская Биофабрика.
30 октября 1941 года в Орск прибыли первые эшелоны с оборудованием и работниками Тульского патронного завода, который разместился на восточной части локомотив строя, и стал называться Орским механическим заводом. А к западу от него разместился эвакуированный завод из Краматорска, который стал знаменитым ЮУМЗом. Всего к концу 1941 года в Орск прибыло 28 промышленных предприятий и учреждений с западных районов СССР.
К этому периоду численность Орска увеличивается до 130 тысяч человек. Назрела необходимость разработки нового стратегического плана Орска. И он в суровых военных условиях был составлен и утвержден. Смелость идей данного документа поражает и сейчас. Дело в том, что в нем конкретно прописано решение не только судьба промышленных объектов, но и решение жилищных и транспортных проблем раскиданного по степным просторам Орского промышленного узла. Так основное жилищное строительство намечалось вести вдоль реки Елшанка, создав жилой массив для проживания 174 тысяч человек. Сюда планировалось переселить всех жителей поселков Первомайский, Никель, Рабочий, Аккермановка и Ново-Троицк. Из существовавших тогда на правом берегу Урала орских поселков оставить решили только поселок Озерный, который после войны получил название поселка Строителей.
Транспортную проблему было решено снять за счет пуска трамвая в 1948 году.
Реальность стратегического планирования была проверена временем. 5 декабря 1948 года в Орске трамвай повез первых пассажиров. А 7 января 1971 г. Орское трамвайное управление награждено орденом «Знак Почета» за досрочное выполнение заданий пятилетнего плана и достигнутые успехи в обслуживании населения городским пассажирским транспортом.
В пойме реки Елшанки выросли благоустроенные жилые массивы, в которых орчане по законам советского времени получили бесплатно удобное жилье. Правда высокие темпы жилья не справлялись с возрастающей численностью населения. Дело в том, что несмотря на то, что поселки Ново-Троицк и Аккермановка были выведен из состава Орска в 1944 году, численность города значительно перекрыла прогнозные данные. Жить и работать в Орске было престижно, поэтому сюда прибывали молодые специалисты из различных республик Советского Союза.

Часть 3. Прогрессивные идеи не умирают.

Часть 4. У Орска есть перспектива?


Материал подготовлен редакцией газеты "Слово правды"
На фото: стройплощадка Никелькомбината
Категория: Орское народовластие | Просмотров: 1345 | Добавил: Korovin | Теги: народовластие, НПСО, советы, 100 лет СССР, социализм, Орск | Рейтинг: 5.0/26
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]