Приветствую Вас Гость!
Вторник, 30.04.2024, 19:55
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Центр информации
(разделы)

Слово Правды (газета) [5]
Ежемесячная региональная газета. Материалы газеты. Статьи и публикации.
Орские Известия (газета) [3]
Ежедневная городская газета. Материалы газеты. Статьи и публикации.
Энциклопедия [14]
Орская Городская Энциклопедия
Школа "Экспресс" [10]
Статьи молодых журналистов
Архив статей [33]
Статьи не вошедшие в другие разделы.

Наш опрос



Оцените сайт НПСО
Всего ответов: 3136

Все опросы

Статистика




Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0


















































































Форма входа

Поляничко В.П.


9.03.1937-1.08.1993
Узнать больше...

Общественная приёмная

Энциклопедия

Поиск

Наши баннеры

НПСО баннер



| Ещё баннеры |

Наши друзья

Подписка на рассылку

Имя: 
E-mail

Центр информации

Главная » Статьи » Газеты и издания » Энциклопедия

ОГЭ Краткая история градостроительства Орска. Часть 2
Орску городом быть
31 мая 1865 года в связи с новым административным делением Орская станица была возведена в ранг города и назначена центром Орского уезда Оренбургской губернии. Уездный город Орск в 1867 году насчитывал население в 3088 человек, дворов - 341.
В сентябре 1867 года русский картограф, геодезист и географ А.А Тилло определил географические координаты Орска (51 0 12 с.ш. и 58 0 33 в.д.) Проводится ряд преобразований, способствующих развитию города: Меновой двор передается в городскую собственность, учреждается лазарет при «тамошней уездной команде», открываетспочтовая контора, уездное казначейство, разрешено крепостные верки срыть и землю отдавать по постройки (1871г.)
В связи с принятием в 1870 году законодательства о городском самоуправлении в 1871 году в Орске избираются гласные городские думы, учреждается городская управа с городским головой.
Первый план города составлен летом 1870 года, что дало возможность определить площадь Орска и число горожан, «приходящихся на квадратную сажень». С 1870-х годов начинается интенсивная застройка по так называемым слободкам. Как отмечал в своем отчете в связи с однодневной переписью населения 15 января 1870 года Р. Г. Игнатьев, «… улицы не распланированы, постройки сделаны произвольно, улицам нет никаких названий, кроме бывшего предместья или Форштадта Орской крепости, называемого «Слободкой». И далее «.. в числе имеющихся в Орске строений – 1 каменная церковь, теперь тесная по числу прихожан, деревянная мечеть, 3 дома каменных и 515 деревянных; большинство этих домов крестьянские избы, остальные мазанки, казармы, где и тюремный замок, гауптвахта, пороховой погреб, провиантский магазин, лазарет. Дома в Слободке расположены так, что часто на одном дворе бывает 3 и 4 избы, принадлежащим разным хозяевам». Но первый план застройки был утвержден только в 1886 году при городском голове Д. Г. Швецове.
Постановлением городской думы с апреля 1878 года улицы стали получать наименования в городской черте. Это территории вокруг города в сторону Урала. Затем выделялись Ташкентская, Старая, Кузнечная, Татарская и Сорочинская слоботки. Были Форштадт и внеплановое поселение Белебей. В Ташкенте улицы шли от 1-й до 20-й. Восточнее их были еще две внеплановые, которые в народе назывались Белебей. Главная улица Орска получила название Большой (до этого именовалась Торговой). Как отмечала газета «Оренбургский листок» от 21 мая 1878 года, одну из улиц назвали Грязной, учитывая ее состояние. В 1879 году появились улицы Щепная (в последствии переименованная в Немецкую) и Думская. В начале 1880-х годов началась застройка улицы Станичной (переименованной в Комендантскую). Позже появились Сорочинская и Сенная, Мостовая, Лазаретная.
Имелось несколько площадей: Соборная примыкала к Спасо-Преображенскому собору, Пороховая, Михайло-Архангельская, Щепная, Сенная, Хлебная, Базарная или толчок. На большинстве из них размещались базары, проводившиеся еженедельно, и ежегодная трехнедельная ярмарка.
В сентябре 1882 года открывается 4-х классное городское мужское училище, здание для него было построено в 1885 – 86 гг. Ныне это Орский колледж искусств (без пристроя ул. Советская, 55). В 1885 году в Орске открывается первая общественная библиотека.
С 1880-х годов интенсивно формируется Большая улица. На ней было всего несколько жилых домов, да и первые их этажи были заняты торговыми лавками (магазинами). Торговые ряды тянулись по обе стороны Большой. Здесь же была почтовая контора – одноэтажное здание, ныне почтовое отделение № 22 (ул. К. Маркса, 2), второй этаж надстроен в 1927-28 гг. Сохранились здания бывшего Торгового дома Г. Башкирова и К°, мануфактурный магазин Мамонтова, магазин велосипедов Мелихова, скобяной и ряд других.
В 1880 году в городе была построена еще одна православная Михайло – Архангельская церковь, деревянная, с площадью вокруг. А 10 лет спустя, в 1890 году, была освящена при женской общине Параскевинская церковь. В 1898 году община преобразуется в Покровский женский монастырь. Он представлял собой ряд каменных построек, в том числе, новую церковь постройки 1901 – 1908 гг. Часть зданий сохранилась по настоящее время (ул. Краснознаменная). Вторая каменная церковь на Михайло – Архангельской площади (ныне сад Малишевского) была построена в начале 1900-х годов. Старая же деревянная разобрана и продана в ноябре 1918 года, когда в городе были дутовцы. Две мечети в городе были построены еще в середине ХIX века, а к 1905 году их насчитывалось уже 5. В 1900 году была построена каменная соборная мечеть, расположенная ныне по ул. Орджоникидзе, 8.
Памятником истории является колокольня Никольская церковь на горе Преображенской, дата закладки – 1894 год, она названа в честь посещения Орска летом 1891 года наследником престола цесаревичем Николаем Александровичем (будущим царем Николаем II). Об этом говорила мемориальная доска, установленная купцом В. И. Назаровым на своем доме по улице Купеческой (ныне ул. Пионерская, 9). После февральской революции доска снята.
К началу ХХ века Орск имел население – 14016 человек (перепись 1897 года), 897 дворов, 3 православных храма, 1 церковно-приходскую школу, уездное училище, мечеть, меновой двор. Промышленность была представлена 26 мелкими заводами, главным образом, салотопенные, мукомольные, просообдирные, кожевенные на 190 рабочих. В городе была одна больница на 24 кровати, врач и 5 фельдшеров (Словарь Брокгауза и Эфрона, т. 22, изд. 1897 г.).
В первое десятилетие ХХ века идет интенсивное переселение крестьян из западных губерний России. Население Орска увеличивается. Строятся двухэтажные каменные дома из кирпича Орских кирпичных заводов по улицам Гоголевской (ныне начало ул. К. Маркса до ул. 9 января), Комендантской (ныне ул. Степана Разина), по Большой улице (ныне ул. Советская) – дом купцов второй гильдии В. М. Литвака и П. А. Шустова, гостиница Савельева - Акулова и торговые лавки. Появился ряд одноэтажных особняков вокруг горы Преображенской – дом купца Нигматуллина, П. А. Канфера и главы города И. А. Канфера. В 1912 году в Орске проживало 21185 человек. Имелось жилых домов: каменных – 127, из них частных – 116. Деревянных домов – 2087, в том числе, 2064 частных. Магазинов для склада хлеба и товаров – 71, лавок торговых – 193, из них общественных – 87. Из фабрично – заводских предприятий работало две мукомольных паровых крупчатых мельницы (А. Л. Нидеккера и Крылова). Здание одной мельницы сохранилось (ул. 1-го Мая). Город имел 2 механических и 8 конных просообдиров, кожевенный завод (1910 года постройки, здание сохранилось на берегу реки Ори), работал спиртоводочный завод (основан в 1880 году), который к этому времени стал казенным. Здание заметно выделяется среди других построек (ул. Энгельса, 30).
В 1912 году начало работу Орское отделение Русского торгово-промышленного банка.
В 1908-1913-е годы в Орске обосновывается ряд иностранных фирм, размещающихся в районе ул. Азиатской (ныне Декабристов) и Сорочинской (ныне ул. Петрашевцев), по продаже сельхозмашин: веялок, сеялок, жаток, косилок, паровых двигателей. Швейные ручные и ножные машинки продавало Орское отделение фирмы «Зингер».
Город Орск был отнесен к 5 разряду среди городов России. Имел уже типографию, кинематограф, 2 увеселительных заведения, 3 гостиницы, 5 трактирных заведений и 68 постоялых и заезжий дворов, работавших на полную мощь в базарные и ярмарочные дни.
В 1912 году закончились изыскательные работы по строительству железнодорожной линии Оренбург–Орск, и летом 1913 года были проложены первые метры железнодорожного полотна с нескольких участков одновременно. На станции «Орск» в 1916 году было построено здание на товарном дворе. Но железная дорога была доведена в 1914 году до станции «Сара», не доходя до Орска 50 км.
Накануне первой мировой войны в Орске в выстроенном купцом Хамитовым здание перешла женская гимназия (преобразована из прогимназии в 1913 году) и открыто Реальное училище с приготовительным классом для мальчиков.
Построена телеграфная линия, появились первые 10 телефонных абонентов. Работала частная электростанция купца Маца А. Ф. На 82 л. с. (здание сохранилось).
Советский период развития
Советская власть в Орске была провозглашена 23 декабря 1917 года. С июля по 27 сентября 1918 года проходила трехмесячная оборона города от белоказаков-дутовцев. В 1919 году Орск дважды переходил из рук в руки, а с 29 августа в Орске была вновь установлена власть Советов.
После окончания гражданской войны (1918-1921 гг.) Орск был центром среднего по экономике сельскохозяйственного района. В 1923 году железная дорога была доведена до реки Урала (ст. Пост Урал) и только в 1928-29 гг. завершилось строительство железнодорожной линии Оренбург-Орск: построен железнодорожный мост через Урал и достроен вокзал станции Орск. Первые поезда из г. Челябинска в Орск пришли в июне 1930 года после окончания линии Орск - Карталы.
Территория Орска в 1927-28 гг. в пределах городской черты составляла 9,5 тыс. га, фактически было заселено 230 га. Протяженность городских улиц и проездов равнялась 50 км, мощеные улицы отсутствовали. Население города равнялось 14000 человек в 1923 году (Справочник «Города СССР», изд. 1927 г.).
С 1930-х годов начинается второе рождение Орска. В эти годы велись большие изыскательные работы в Орско-Халиловском районе, открыты крупные месторождения бурых железняков, никелевых, кобальтовых и медносерных руд, уголь бурый, разнообразные строительные материалы, минеральная вода, лечебные грязи. Правительством принимается решение о строительстве в Орске ряда крупных промышленных предприятий.
В 1931 году начато строительство нефтепровода Гурьев-Орск и одновременно Крекингзавода, в будущем нефтеперерабатывающего завода им. Чкалова. Здесь же на правом берегу Урала строятся жилые массивы поселков Крекинг и Победа, в основном, одноэтажные коттеджи и 2-х и 3-х этажные дома.
В 1930-31 гг. было создано стройуправление «Локомотивстрой» для планировавшегося локомотивного завода. Затем строительство было приостановлено из-за отсутствия к тому времени сырьевой базы (металла). Не было поблизости металлургического предприятия.
Поселок Озерный (позднее Строителей) начал формироваться в 1935-36 гг. рядом с Казачьими выселками (на берегу Песчаного озера), застроенными еще в конце ХIХ казаками Орской станицы.
7 ноября 1931 года закладывается Орский хладомясокомбинат в восточной части города с прилегающим поселком Мясокомбината. Одновременно идет застройка поселка Железнодорожников.
В 1934 году началось строительство мощного энергетического предприятия – Орской ТЭЦ-1, которая должна была обеспечить бесперебойную работу всех предприятий, выдавать тепло и электроэнергию. Первый ток ТЭЦ дала 9 ноября 1938 года.
В 1935 году применяется Постановление «О никелевой промышленности», где намечалось строительство Южно-Уральского никелевого комбината в Орске на базе открытых месторождений никелевых и кобальтовых руд. В течение 4-х лет была построена первая очередь Южуралникелькомбината, 24 февраля 1939 года получен первый никель. Здесь же вблизи строится поселок Никель, железнодорожная станция, с 1935 года создается парк Металлургов.
Начинается застройка так называемого Соцгорода. В 1934 году проект был разработан голландским архитектором М. Стамом и Г. Шмидтом из группы известного немецкого архитектора Эрнста Мая. Выросла первая пятиэтажка, ныне пр. Мира, 26, где установлена мемориальная доска. Дом построен в 1938 году. В том же районе Соцгорода в 1940 году вступил в строй первый Дом культуры ( ныне офисы фирм) по ул. Московской, школа № 8 по пр. Ленина (в 1936 г.), детский сад. В Орске открывается первая музыкальная школа, краеведческий музей в Форштадте, городской драматический театр «Октябрьской революции» в здании кинотеатра «Октябрь» (1937г.).
В эти же предвоенные годы в старой части Орска были разрушены Спасо-Преображенский собор и вся территория бывшего плаца и площади застроена зданиями драмтеатра (ныне к/т «Октябрь»), школы № 49 и городской гостиницы (сейчас факультеты пединститута), школы № 25 (ныне здание индустриального техникума). Разрушена Никольская церковь на горе Преображенской, закрыты мечети, а здания их использованы под школы и жилые помещения. На месте разобранной Михайло - Архангельской церкви (и здесь же была мечеть) посажен сад Малишевского (1922 – 25 гг.).
Население Орска по переписи 1939 года насчитывало 66, 3 тыс. человек. Значительный рост населения в 1930-е годы обусловлено интенсивным строительством промышленных объектов. В город шло перемещение советских людей из различных регионов СССР, для которых наши края стали новой родиной. Так, в 1934 году прибыла в Орск семья Федоровых. Глава её Федоров Константин Евгеньевич, участник гражданской войны, награжденный орденом Красного Знамени, являлся организатором идеологической работы, будучи лектором горкома партии. Мария Александровна была завучем начальных классов в школе № 49. За заслуги в трудовой деятельности была награждена орденом Ленина и Трудового Красного Знамени. Семья с 1937 года проживала на улице Л. Толстого, в доме 19 (бывший дом мещанина Лау). Выросшие в семье дети стали активными членами социалистического общества. Старший сын – Федоров Ревмар Константинович, после окончания Московского авиационного института, был военпредом на крупном заводе «Арсенал» города Киева. Второй сын – Ильич Константинович, был известным медицинским работником Орска, работав заведующим хирургически отделением горбольницы № 1. Его супруга Маргарита Константиновна была прекрасным педагогом, наставником, проработавшая долгие годы учителем физики в школах № 21 и 16, директором школы № 4. Сегодня династию Федоровых продолжают Федоров Сергей Ильич, полковник Российской армии, кавалер ордена «За службу отечеству» III степени, ныне проживающий в Санкт-Петербурге, и Федоров Константин Ильич, кандидат философских наук, участник реконструкции и реставрации Большого Кремлевского Дворца (Москва) в должности коменданта, работающий в настоящее время руководителем Орского отделения ФГУП «Ростехинвентаризация» федерального агентства кадастра объектов недвижимости, кавалер ордена Русской православной церкви «Сергей Первозванный». Его супруга Наталья Петровна занята воспитанием будущих патриотов Орска Евгения и Александра. Подобным образом связали свою судьбу с городом Орском десятки тысяч семей прибывшие на строительство индустриального центра Восточного Оренбуржья.
В суровые годы Великой Отечественной войны (1941-1945гг.) Орск выступает как крупный промышленный центр Южного Урала. Война внесла в планы развития Орского индустриального района существенные коррективы. В недостроенных корпусах разместилось много заводов, они выпускали боеприпасы и разную боевую технику.
5 июня 1942 года был подписан приказ о строительстве в Орске завода тяжелого машиностроения, ныне Южуралмаш, одно из крупных предприятий города. Корпуса ЮУМЗ выходят на проспект Мира, а жилой поселок Машиностроителей на так называемом втором участке.
За годы войны в городе выросли такие крупные предприятия, как механический завод, завод строительных машин, завод по обработке цветных металлов, завод электромонтажных изделий, завод металлоконструкций (ныне легких металлоконструкций), биофабрика.
Открывается машиностроительный техникум на ул. Краматорской. Эта первая улица поселка застраивалась одно- и двухэтажными домами барачного типа.
В город переселяется большое количество населения с оккупированных фашистами территорий СССР. К 1943 году населения Орска составляло 131 тысячу человек. Они проживали в Новом городе (19000 чел.), поселке Локомотив (26000 чел.), пос. Крекинг (9000 чел.), пос. ТЭЦ (5000 чел.), пос. Озерный (5000 чел.), пос. Никель (15000 чел.), пос. Первомайский (4000 чел.), Старом городе (28000 чел.), пос. Вокзальный и Железнодорожный (13000 чел) и пос. Мясокомбината (7000 чел.).
1 декабря 1943 года был принят схематический проект планировки города Орска, разработанный под руководством начальника архитектурно-планировочной мастерской НККХ РСФСР В. А. Артамоновым. Данный план предусматривал развитие Орска как центра Орско-Халиловского промышленного района. При этом основная застройка должна была вестись в пойме реки Елшанки, в том числе и для работников Орского металлургического комбината (в дальнейшем ОХМК). Здесь численность проживающих должна была достигнуть 175 тысяч человек. Резервными поселками признавались Никель и Озерный. Поселки Крекинг, Первомайский и ТЭЦ подлежали переселению. Предусматривалось сокращение численности жителей в поселках Новотроицк, Вокзальный, Железнодорожников и в Старом городе. Но из данного плана в полном объеме был выполнен лишь раздел о строительстве в Орске трамвая. Реальное развитие города шло другим путем. Так, поселок Новотроицк был в 1944 году выведен из подчинения Орска, а в 1945 году получил статус города областного подчинения.
1 сентября 1945 года в городе открывается фельдшерско-акушерская школа, преобразованная затем в медицинское училище, ДК Строителей.
В послевоенный период с 1946 года получили свое дальнейшее развитие имеющиеся промышленные предприятия, а в мае 1949 года началось строительство Орского завода синтетического спирта на базе сырья нефтеперерабатывающего завода им. Чкалова. Завод выдал первую продукцию в 1956 году.
Немаловажным событием для Орска в первые послевоенные годы явилось строительство первой трамвайной линии протяженностью 7, 6 км, которая связала Соцгородок (от пятиэтажки) со станцией Никель. Первые трамваи (а их было всего два) прошли 5 декабря 1948 г.
В 1949 году было создано пассажирского автохозяйство из 12 автобусов.
В эти же годы в основном сложилось ядро городка Нефтяников с выходом на проспект Ленина. В 1947 году выстроено здание школы № 2. Застраивается жилой массив за этой школой от ул. Нефтяников до Дома культуры нефтяников (1952 г.) и ул. Московской до ул. Новосибирской.
По генплану 1946 года называется главная улица Новой части города. В пояснительной записке говорится о том, что «город новый Орск состоит из селитебитного пятна в долине реки Елшанки и промзоны. Основной композиционной осью является центральная магистраль (пр. Ленина), проходящая в центре города по середине долины в направлении с юга на север параллельно реке Елшанке». Проспект Ленина имеет протяженность более 5 км и застраивался участками, начиная с 1934 года. Самое старо здание – школа № 8. Дома жилые и здание СПТУ № 14 (ныне ВПТУ) выстроены в 50-е годы. Административное здание Дома советов – в 1976 году, а здание драмтеатра им. А. С. Пушкина – в 1969 году. Четная сторона проспекта от ул. Московской до ул. Нефтяников возведена в 1950-е годы. Первый широкоэкранный кинотеатр «Мир» открыт 28 декабря 1962 года. Участок от проспекта Мира до ул. Краматорской застроен с конца 1959-1970-х годов. Площадь им. Шевченко сформирована 2 угловыми зданиями постройки 1970-х годов.
Северная часть Нового города и проспекта начинается от кинотеатра «Мир» до улицы Тагильской и далее до улицы им. Волкова, застраивалась с середины 60-х годов и по настоящее время, по генплану именуемых микрорайонами с 1 по 12 «С».
В 1950-е годы в городе одновременно было открыто несколько Домов культуры, в том числе, ДК машиностроителей (1959), окаймляющий площадь Т. Г. Шевченко с памятником союзного значения (открыт 17 августа 1959 г.) (скульптор Л. М. Писаревский, архитектор Н. Г. Габелко). В поселке ТЭЦ открыт ДК энергетиков (1959), а в жилом массиве Никеля – ДК металлургов (1956г.).
За эти годы значительно увеличилось число общеобразовательных школ. На базе Орского педучилища в 1949 году был открыт учительский институт, который в 1952 году преобразован в педагогический им. Т. Г. Шевченко. На ул. Краматорской выросло здание ВЗПИ, преобразованный из учебно-консультационного пункта Всесоюзного заочного политехнического института. В начале 70-х годов на проспекте Мира вырос своеобразный студенческий городок – новое здание пединститута, корпус машиностроительного техникума с общежитиями.
В новой части Орска выделяется несколько спортивных сооружений: по ул. Станиславского вдоль реки Елшанки – плавательный бассейн «Пингвин» (открыт в 1971 году), Дворец Спорта (1985 г.) со стадионом «Авангард», стадион «Зенит» постройки 1965-70-х годов.
К 20-летию Победы в Великой Отечественной войне 9 мая 1965 года открыт обелиск Славы в память о погибших в боях с фашизмом. В последующие годы памятник реконструирован.
В конце 60-х - начале 70-х годов в Орске выросли новые предприятия: Орская фабрика бельевого трикотажа (31 декабря 1968 г.), Орская кондитерская фабрика (1973 г.) на базе бывшего здания 30-х лет временной электростанции (ВЭС). Ныне торговый центр «Китай-город».
22 января 1971 года город Орск Указом Президиума ВС СССР награжден орденом Трудового Красного Знамени за успехи, достигнутые трудящимися в выполнении заданий 8-го пятилетнего плана по развитию промышленного производства и особенно цветной металлургии. В январе этого же года на восточной окраине Орска, в степи, начато строительство нового крупного промышленного предприятия – Орского завода тракторных прицепов, с одновременной застройкой жилого массива ОЗТП, с культурно-бытовыми объектами: школы, поликлиника, профилакторий, кинозал «Юность», библиотека, торговый ряд по Орскому проспекту. Поселок имеет свою автономную трамвайную линию.
За последние 30 лет все поселки, за исключением Новой биофабрики, за рекой Орью, слились в единое городское образование и от них остались только названия: поселок Нефтяников, Машиностроителей, Елшанка, Строителей, Никель, Железнодорожников, Нагорный и т. д.
Орск имеет 5 железнодорожных станций: среди них выделяется ст. «Орск», вокзал которой построен по дореволюционному проекту, и ст. «Никель».
На 2007 год Орск является центром восточного Оренбуржья с населением в 255 тыс. человек, с административным делением на 3 района. Это второй город области по численности населения и промышленному потенциалу после Оренбурга.
Этапы градостроительства
В формировании архитектурно-планировочной структуры Орска выделяются шесть основных этапов.
Первый этап (1735-1835 гг.) связан с первоначальным периодом строительства Орска (до августа 1741 года Оренбурга) как крепости-замка. Крепость была основана в 1735 году, а примыкающий к ней замок – 1742 году. Крепость первоначально имела квадратную форму. Внутри крепости были построены дома для офицеров и солдат, деревянная церковь. План 1742 года свидетельствует о том, что крепость вместе с замком в целом составляли многоугольную по форме и двухчастную по пространственной организации оборонительную систему. Внутренняя структура крепости была прямоугольной, замка – радикально-кольцевой. В середине кольца застройки замка находилась преображенская гора, на которую были ориентированы небольшие улицы. Главная композиционная ось (север-юг) была зафиксирована горой, площадью перед церковью и воротами. Такая оборонительная система не имеет аналогов на Урале. Ее укрепления существовали до 1830-х годов. Крепость и замок утратили свое значение в 1835 году в связи с переносом пограничной оборонительной линии.
Второй этап охватывает относительно короткий отрезок времени (1835-1865 гг.) и характеризуется развитием поселения как орской станицы Оренбургского казачьего войска (его статус объявлен в 1861 году).
План 1856 года дает наглядное представление о структуре поселения: регулярная сеть улиц, две церкви (полукаменная на Преображенской горе и Спасо-Преображенская на месте первой крепостной церкви), меновой двор, три площади и лучевые тракты, ведущие к кожевенному заводу (на северо-западе), мельницам (на юге) и к соседним поселениям. Характерно то, что поселение не нуждалось в реконструкции на основе принципов регулярной планировки, которая уже широко осуществлялась в России; северо-западный тракт в дальнейшем определил место размещения второго менового двора и направление развития застройки.
Третий этап связан с возведением Орска в ранг уездного города (1865г.) и развитием его как крупного торгового центра вплоть до революционных событий 1917 года.
В данный период формируются слободки и регулярная планировочная структура по новому генеральному плану города (1886 г.); создается система площадей (Соборная, Пороховая, Михайло - Архангельская, Щепная, Сенная, Базарная, Хлебная) и архитектурных доминант (6 церквей, 5 мечетей, монастырь). Система открытых пространств, различный модуль прямоугольно-решетчатой структуры, сочетание культовых построек с одно- и двухэтажной рядовой застройкой, активное взаимодействие архитектуры с компонентами природного ландшафта определили достаточно выразительную и целостную среду города. Последующее активное развитие города на новых территориях обусловило высокую степень сохранности этой среды до настоящего времени.
Четвертый этап (1920-1940 гг.) характеризуется развитием города как системы промышленно-селитебных комплексов на основе новаторских градостроительных идей четкого функционального зонирования и города-сада (рассредоточенная в зелени система расселения, активное озеленение внутри застройки и в санитарно-защитных зонах, «жилые комбинаты» с развитой системой культурно-бытового обслуживания и другие особенности).
План соцгорода Орска, разработанный в 1934 году М. Стамом и Г. Шмидтом, убедительно иллюстрирует данные особенности. На нем определены территории промышленных предприятий, нового соцгорода и соцпоселков при заводах (п. Строителей, Вокзальный). Прямоугольно-решетчатая структура новых районов преемственно развивает традиции регулярного города, генерального плана 1886 года. Однако свободная компоновка новых образований и их связей в пространстве является очевидным авангардным для того времени решением. Часть этого проекта была реализована. Так, был построен комплекс жилых и общественных зданий (по ул. Мира, Металлургов и пер. Музыкальному), в котором ярко выразились стилистические и функциональные решения конструктивистского направления архитектуры 30-х годов. Проект 1934 года имеет определенные недостатки: механистичность планировочной сети и транспортных связей между районами, малые разрывы между промышленностью и жильем, недостаточно рациональная связь старого города с новым. Вместе с тем механистичность сети компенсируется выделением главных улиц, широкими бульварами, ведущими к предприятиям; контрастным сочетанием геометрии промышленно-селитебных комплексов с живописными реками и горами.
В рассматриваемый период были построены Крекингзавод нефтеперерабатывающий завод им. Чкалова, 1931-34 гг.), мясокомбинат (1931 г.), ТЭЦ (1934-38 гг.), никелевый комбинат (1935-39 гг.).
Таким образом, в предвоенный период сформировалась рассредоточенная по форме структура города, части которой объединялись линейно-ветвистым каркасом автомобильных и железных дорог. Что касается вертикальной композиции, то ведущую роль в ней стали играть технические доминанты, а основная часть церквей и мечетей была снесена.
Пятый этап (1940-е – конец 50-х гг.) имеет свои особенности. Прежде всего они состоят в реализации концепции архитектурного ансамбля, базирующейся на освоении классического наследия. При строительстве Нового города и поселков использовались приемы выделения главных и второстепенных улиц, осевого построения застройки, акцентирования общественными зданиями и площадями узлов функциональной активности, декоративного решения фасадов домов, комплексного благоустройства и озеленения внутриквартальных пространств, повышения степени комплектности и связности градостроительной структуры. Вместе с тем генплан 1946 года показывает, что город по-прежнему сохранил рассредоточенную структуру. Компактность не была достигнута из-за затопляемости территории, нарастания мощностей заводов и их загрязнения окружающей среды.
В годы войны были построены Южуралмаш, механический завод, завод строительных машин, завод по обработке цветных металлов, завод электромонтажных изделий, завод металлоконструкций, биофабрика. В 1949-56 гг. был построен завод синтетического спирта. Данные промышленные предприятия и Орско-Холиловский металлургический комбинат, расположенные в Новотроицке в 7 км от Орска, стали существенно ухудшать санитарно-гигиенические условия жизненной среды. Эта тенденция усилилась в связи со строительством в 60-70 годы ОЗТП и других предприятий.
Шестой этап (с 1960-х гг.) характеризуется интенсивным жилищным строительством. В это время появились в массовом порядке панельные пятиэтажки и депятиэтажки. Генпланом 1976 года предусматривалось перенесение административного центра в исторический центр Орска (на улицу Советскую в Старом городе), через реку Урал построить второй большой транспортный мост. Значительно обустраивалась азиатская часть города, появились новые поселки ОЗТП, Биофабрика, Нагорный. Однако генплан реализован лишь частично и сегодня находится в стадии полномасштабной переработки. В 2006 году город Орск приступил к разработке концепции стратегического развития до 2030 года.
Современное состояние историко-архитектурного комплекса
Орск имеет линейно - рассредоточенную форму функционального зонирования. Прерывистая полоса промышленно-селитебных комплексов развивается вдоль рек Ори, Урала и Елшанки. В структуре города выделяются два основных промышленных района – северный и восточный. В северном промышленном районе находятся Южно-Уральский машиностроительный завод, Орской завод легких металлических конструкций, завод цветных металлов, завод строительных машин (эти заводы возникли во время войны), ТЭЦ (1934-38 гг.), нефтеперерабатывающий завод им. Чкалова (1931-34 гг.), Никелевый комбинат (1935-39 гг.), завод железобетонных изделий 2, завод синтетического спирта (1945-46 гг.). На этих предприятиях работает 70% промышленных кадров. Рядом с заводами размещены поселки Победа, Строитель, Никель, Первомайский.
В восточном промышленном районе построены мясокомбинат (1931 г.), завод тракторных прицепов (1970-е – 1980-е гг.), биофабрика (1940 - 1970-е гг.), завод ЖБК и щебеночный завод. Предприятия рассредоточены на значительной территории. С ними соседствуют жилые поселки Вокзальный, Железнодорожный, Нагорный, Гудрон, поселки при ОЗТП и Биофабрике. Северный и восточный промышленные районы связаны железной дорогой, образующей своеобразное транспортное русло.
В старом городе имеется ряд небольших предприятий таких, как пивзавод, в районе Нового города – швейная фабрика, завод электромонтажных изделий, трикотажная фабрика. В последние годы ряд промышленных предприятий перепрофилировано в большие торговые центры. В это же время выстроены десятки торговых комплексов.
Промышленные предприятия играют ведущую роль в формировании архитектурно-художественного образа города, крупного промышленного центра Урала. Вместе с тем они обусловливают кризисное экологическое состояние окружающей среды в пределах всей селитебной территории, загрязняют почвы и воды. В связи с этим решение задач сохранения и использования историко-культурного наследия города, формирование жилых районов неразрывно связано с реконструкцией промышленных предприятий, организацией соответствующих санитарно - защитных зон, упорядочением и развитием транспортной системы, раскультивацией нарушений территорий и другими мероприятиями по улучшению экологического состояния территории.
Общегородской центр представляет собой систему общественных комплексов и узлов (вокзалов, предзаводских и торговых площадей, административных и рекреационных центров и т.д.), объединенных линейно-ветвистым каркасом главных улиц и дорог. Наиболее активно функции центра развиты в Новом городе. Здесь размещаются ведущие административные, деловые, учебные, торговые, информационные и другие учреждения. Историко-архитектурный комплекс Нового города используется, по существу, по своему первоначальному назначению. Новые социально-экономические условия определяют необходимость разработки функционального режима совершенствования архитектурно-пространственной среды, связанного с развитием малых предприятий, деловых и торгово-коммерческих структур, рекламно-экспозиционных и информационных центров, правозащитных, общественно-политических и культовых комплексов, новых типов культурно-развлекательных учреждений. Особое значение имеет возрождение культовых, деловых и торговых функций в районе Старого города. Она активно развивались в дореволюционный период формирования Орска. Сегодня здесь имеются учебные заведения, магазины, административные и деловые учреждения. Однако потенциал исторической среды позволяет более активно использовать ее в системе общегородского центра.
Концентрация памятников в историческом ядре Старого города создает реальные предпосылки создания историко-мемориального и экспозиционно-туристического комплекса, развитой системы деловых и торговых, рекреационно-развлекательных и культовых центров. Здесь может формироваться жилая застройка повышенного уровня комфортности, малые и экологически чистые предприятия, в т.ч. мастерские народных промыслов.
Орск обладает крупным рекреационным потенциалом. Его основой являются поймы рек, сады и бульвары, скверы и парки. Кроме рекреационных функций ряд этих компонентов среды выполняют историко-мемориальные, природоохранные и санитарно-гигиенические функции.
Вместе с тем система озеленения и водных пространств загрязнена выбросами промышленных предприятий. Дальнейшее ее развитие и использование связано с регулированием формирования компонентов природного ландшафта (упорядочением структуры озеленения, подбором определенного ассортимента растительности, очисткой озер и рек), организацией садов и парков нового типа (экологические, познавательно-тематические и др.), учитывающих особенности различных социальных групп населения города.
Ярко выраженной особенностью Орска является регулярная прямоугольно-решетчатая планировочная сеть районов и крупных поселков города. Эта особенность преемственно развивалась с момента основания города, отразилась в генеральных планах 1886 и 1934 гг. По генеральному плану 1934 года прямоугольная сеть была дополнена фрагментами лучевой структуры (Новый город, пос. Вокзальный).
Исторически сложившаяся прямоугольно-решетчатая структура Старого города полностью сохранилась. Она контрастна по отношению к компонентам природного ландшафта (рекам, зеленым массивам), но характеризуется определенной монотонностью и однообразием.
Прямоугольно-решетчатая композиция районов в целом сочетает статичность и динамичность, развивается в нескольких направлениях, способствует рассредоточению транспорта, но определяет большую протяженность маршрутов. Небольшие поселки и города характеризуются своеобразием планировочной композиции. Поселок Старая Биофабрика имеет линейно-ветвистую структуру, пос. Мостострой – лучевую, пос. Казачий – веерную, пос. Нагорный – радиально-кольцевую (центром являются природные доминанты), пос. Круторожино – линейную и линейно-прямоугольную.
Планировочные структуры отдельных районов и поселков города объединяются линейно-ветвистым каркасом. Он хорошо сочетается с ландшафтом, динамичен, выразителен. Его недостатком является большая загрузка главной магистрали. Это обусловливает дальнейшее развитие каркаса как многопетлевой или радиально-кольцевой системы путем формирования периферийных связей между ветвями.
Важную роль в композиции города играет система открытых пространств, площадей города. Для старого города характерна центрично-квадратная форма системы площадей с ярко выраженным открытым центральным пространством Преображенской горы с церковью. Для Нового города – линейно-осевые (пр. Ленина, ул. Краматорская) и анфиладные (пр. Мира). Линейно-осевые композиции характерны и для отдельных поселков (Вокзальный, Строителей и др.). Указанные системы имеют определенные положительные качества. Так, центрично-квадратная система выявляет пространственную доминанту, обеспечивает доступность центров общественной активности, согласуется с системой пешеходных и транспортных путей. Линейно-осевая – обеспечивает доступность центров, активность восприятия среды, стимулирует движение и улучшает ориентацию. Анфиладная – способствует передвижению больших масс людей (особенно это важно в районах проходных промышленных пред
Категория: Энциклопедия | Добавил: Коровин (12.12.2009)
Просмотров: 8950 | Теги: Энциклопедия, история Орска, градостроительство | Рейтинг: 4.7/9
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]