Слово Правды (газета)
[5]
Ежемесячная региональная газета. Материалы газеты. Статьи и публикации.
|
Орские Известия (газета)
[3]
Ежедневная городская газета. Материалы газеты. Статьи и публикации.
|
Энциклопедия
[14]
Орская Городская Энциклопедия
|
Школа "Экспресс"
[10]
Статьи молодых журналистов
|
Архив статей
[33]
Статьи не вошедшие в другие разделы.
|
Главная » Статьи » Газеты и издания » Энциклопедия |
15 августа 1735 года (по старому стилю) недалеко от устья реки Орь была заложена первая Оренбургская (Орская) крепость. Об этом событии начальник Оренбургской экспедиции И.К. Кирилов в своем рапорте в Сенат сообщал: «Августа 15 Оренбургская крепость купно с цитаделью малой на горе Преображенской заложена и следует работа с поспешностью». Гора названа Преображенской в честь прибытия экспедиции к устью реки Орь 6 августа в день праздника Преображения Господня. 30 августа в крепость ввели солдатскую команду, а утром 31-го установили артиллерию. 31 же августа торжественно с пышной церемонией после молебна заложили «при Яике и устье Орском настоящий Оренбург о девяти бастионах по ситуации места регулярно при выстреле трижды из тридцати одной пушки оный зеленым и синем камнем заложен и оставлен без работы до следующего года». Город Оренбург был заложен примерно в 1,5 км. от первой крепости, ближе к устью реки Орь. Но на следующий год строительству города помешало разрастающееся восстание в Башкирии, а вскоре 14 апреля 1737 умер И.К. Кирилов – инициатор постройки города Оренбурга на этом месте. Значение же новому городу придавалось большое: - быть оплотом новой пограничной линии крепостей, - служить центром экономического и политического общения России с Востоком, Расположение города на левом берегу Яика подчеркивало (это отражено и в описании городского герба, данное в «Привилегии городу Оренбургу») «трех подданных наших народов сей град защитою и прибежищем быть имеет». Вновь назначенный начальник Оренбургской комиссии В.Н. Татищев прибыл в Оренбург летом 1738 года и нашел крепость «в ужасном состоянии… Оплетена была хворостом и ров в полтора аршина, а сажен на 50 и рва не было, так что зимою волки в городе лошадей поели». Немедленно были приняты меры, и крепость была «регулярною земляною работой и рвом уфортифицирована». Одновременно В.Н. Татищев построил гостиный и меновой двор в Оренбурге (Орске) на западе в полуверсте от крепости (в настоящее время территория рынка Старого города). Но он считает, что это место для строительства настоящего города Оренбурга выбрано неудачно и подает представление о переносе города в урочище Красная гора. 20 августа 1739 года вышел указ, где было сказано: «Город Оренбург строить на изысканном месте вновь при Красной горе…, а прежний Оренбург именовать Орская крепость». Город, таким образом, не был построен, а название города четыре года носила только небольшая крепость, но по привычке Орскую крепость именовали городом Оренбургом до августа 1741 года. Что же представляла собой первая крепость, построенная в 1735 году И.К. Кириловым у подножия горы Преображенской? Судя по сохранившемуся плану и описаниям современников это было типичное укрепление, построенное в соответствии с правилами фортификации малых крепостей начала XVIII века. Она имела четырехугольный план «о четырех бастионах», т.е. с четырьмя выступающими «фасадами» по углам. «…В стенах казармы плетневые, кои обмазываются глиною с травою и выбеляются, а с наружной стороны ров и вал присыпной к стене казарменной». Первоначально были устроены только четыре казармы в стенах бастионов. По гребню вала было устроено плетневое ограждение, на бастионах установлены пушки. Ров пять аршин шириной (3,55 метров), глубина рва 1 сажень (2,134 метра), вал оплетен хворостом и обложен дерном. Внутри крепости были построены офицерские дома и другие необходимые постройки. В центре крепости была построена деревянная церковь Андрея Первозванного (на этом месте в настоящее время находится Индустриальный колледж). В крепости было двое ворот - на север в сторону Яика и на запад. Цитадель была построена на горе Преображенской. Это небольшое деревянное строение было обнесено невысокой насыпью с частоколом общей высотой около 2-х метров. Путь от крепости к цитадели защищали надолбы (заграждения из нескольких рядов бревен или камней, врытых в землю с наклоном в сторону противника). Крепость была незначительных размеров 145 (С-Ю) на 120 (З-В) саженей (308,85 на 255,60 метров), не считая выступов по бастионам. Вместе с цитаделью протяженность крепости с севера на юг (от северной куртины крепости до южной куртины цитадели) была немногим более 500 метров. В 1742 году новый начальник Оренбургского края И.И. Неплюев продолжил работы по развитию и укреплению Орской крепости. Вокруг горы, где была цитадель, соорудили земляной вал с четырьмя полными и двумя полубастионами высотою около 3-х метров (4,20 аршина) и шириной около 6 метров (8,73 аршина); вал был обложен дерном, а в отдельных местах выложен камнем и окружен рвом. На восток, к озеру был построен вал с воротами (остатки этого вала частично сохранились до настоящего времени по оси улицы Победы со стороны горы Преображенской, пересекая улицу Орджоникидзе). Это новое укрепление Неплюев И.И. назвал Преображенским замком, размеры которого составляли с запада на восток 510 метров, с севера на юг 350 метров, что значительно увеличило общую площадь Орской крепости. К востоку от крепости в 200-300 метрах от вала (между крепостью и озером) появилась небольшая слободка, где селились в основном отставные солдаты с семьями и другие гражданские лица. В 1749 году в сильный паводок Яика вновь «Орская крепость потоплена, что жители едва могли с нуждой убраться. Строения все повредились, а особенно в оной находящаяся церковь». И летом 1749 года все постройки были перенесены на новое место. Под обычную застройку использовалась в основном только южная, примыкающая к горе, часть первоначальной крепости, а в 1751 году на горе Преображенской, на месте бывшей цитадели, была выстроена новая полукаменная церковь. Орская крепость вплоть до 1746 года оставалась крупным торговым центром на юго-востоке России, о чем свидетельствует рост торговли с киргиз-кайсацкими (казахскими) Жузами и Средней Азией на ее Меновом дворе. В дальнейшем торговля упала в связи с развитием Оренбургского Менового двора. Но при этом Орск не терял значение торгового пункта, так как ближайшие торговые пути из Хивы и Бухары, а также из Зауралья в Оренбург и обратно проходили через Орскую крепость. Укрепления крепости поддерживались в надлежащем состоянии вплоть до 1830-х годов, о чем ранее писал П.И. Рычков в 1762 году в «Топографии Оренбургской губернии». «…Она поныне из новопостроенных крепостей, исключая новый Оренбург, лучше и регулярнее укреплена и снабжена достаточной артиллерией. Гарнизон ее состоит из двух рот драгунских и из половины пехотной, да из пятидесяти казаков, которые почти все иноверцы. И как она больше всех на полдень, следовательно в Киргиз-Кайсацкую степь выдалась, и Киргизцы обеих орд, то есть Меньшей и Средней, поблизости ее часто кочуют, то для их и для всяких заграничных дел всегда командир этой дистанции тут находится. Церковь в ней каменная во имя Преображения Господня, построенная на каменном круглом кургане, который имеет нарочитую вышку, из красных яшмовых камней состоит и называется Преображенской горой, отчего церковь со всех сторон весьма далеко видна и крепости немалое украшение причиняет. Жительства в ней и вне крепости дворов до трехсот». В это время Орская крепость была главной крепостью при Орской дистанции Верхне-Яицкой укрепленной линии. В ее подчинение входили 5 крепостей и 9 редутов. В конце XVIII века Орская крепость была небольшим укреплением третьего разряда, не имеющим никаких наружных пристроек «могущих служить усилению обороны крепости». Она имела на горе полукаменную церковь, домов – 17, других строений – 9. Всего жителей в крепости мужского пола – 129. В Форштадте, в котором жили вольнонаемные русские, казахи, татары, а также семьи солдат – 73 души. Казенные строения – комендантский дом, караульня, провиантский магазин и склад, артиллерийский цейхгауз – обветшали. Дома были деревянные, низкие, с окнами вовнутрь дворика и только дом коменданта был каменный. Летом 1769 года в Орской крепости побывал академик Петр Симон Паллас – русский естествоиспытатель и путешественник. В 1813 году Орская крепость насчитывала около 300 дворов. Ссыльный период. С 1835 года в связи со строительством новой пограничной линии и переносом ее далее в казахскую степь, Орская крепость утрачивает свое значение как пограничный укрепленный пункт. С этого времени начинается период, длившийся почти полвека, который характеризуется тем, что Орская крепость, утратив свое чисто военное значение, в то же время утратила и значение основного «степного рынка» на восточных границах России. Статус крепости не дает развиваться Орску как гражданскому поселению с соответствующим развитием промышленности, ремесел, торговли; препятствует приросту населения. 11 июня 1837 года Орскую крепость посетил русский поэт В.А. Жуковский, сопровождая наследника престола цесаревича Александра Николаевича (будущего царя Александра II) в его путешествии по России. Свои впечатления об Орской крепости поэт оставил в своем дневнике, где был дан и ее рисунок. Менее полутора лет (1 год 2 месяца 9 дней) из десяти, проведенных в ссылке в Оренбургском крае, великий украинский поэт Т.Г. Шевченко пробыл в Орской крепости (22 июня 1847г. – 11 мая 1848г., 12 мая – 5 сентября 1850г.) рядовым под номером 191 третьей роты пятого линейного батальона. Насколько «знаменитой» своей беспросветной жизнью не только для рядовых солдат, но и для офицеров была Орская крепость середины XIX века, можно судить и по произведению А.И. Герцена, который в первой половине романа «Кто виноват?» упоминает одного гвардейского офицера, которого «за что-то арестовали и перевели в Орский гарнизон». Далее Герцен пишет: «Орская крепость вся стоит на яшме и на благороднейших горнокаменных породах, тем не менее, там очень скучно… Года через три его снова перевели в гвардию, но он возвратился из Орской крепости, по замечанию знакомых, несколько поврежденным… он как-то потерялся… стал читать одни медицинские книги, видимо опускался, становился озлобленным, капризным, чужим всему и ко всему охладевшим…» Таким образом, довольно нерадостную картину жизни в Орской крепости середины XIX века оставили нам современники той эпохи. Казачья станица В 1858 году открывается Орско-Казалинский почтовый тракт, который несколько активизировал жизнь Орской крепости, так как по нему вплоть до постройки железной дороги Оренбург – Ташкент (1900 – 1905 годы) осуществлялись почтово-грузовые связи России с Туркестаном К началу 60-х годов XIX века Орская крепость окончательно потеряла (даже формально) свое военное значение, и 5 июня 1861 года приказом по военному ведомству Орская крепость была упразднена и преобразована в Орскую станицу Оренбургского казачьего войска. Это преобразование сняло ограничения военного поселения и дало некоторый толчок развитию Орска, так как 31 декабря 1862 года было утверждено мнение Государственного Совета о дозволении иногородним лицам строить дома и разные заведения в Орской станице Оренбургского казачьего войска. В это время население Орска составляло немногим более 1800 человек, основным занятием которых была торговля, производство и переработка сельскохозяйственных продуктов, кустарное ремесло. В качестве станицы Орск просуществовал всего четыре года (5 июня 1861г. – 31 мая 1865г.). На рубеже двадцатого столетия 31 мая 1865 года, в связи с новым административным делением, Орская станица возводится в ранг города и назначается центром Орского уезда Оренбургской губернии. Хотя с этой даты и начинается новый этап развития города (третий этап, условно названный нами как «Регулярный город»), все-таки в это время Орск на город еще был довольно мало похож. И все-таки это было время начала довольно стремительного развития Орска как города. В год первых выборов в Городскую Думу (1871г.) численность жителей Орска была уже около 7000 человек. Интенсивная застройка и формирование улиц города начались после приказа Оренбургского и Самарского генерал – губернатора Н.А. Крыжановского от 8 сентября 1871 года, разрешившего срыть крепостные верки (укрепления) и землю отдавать под постройки. В это время застройка города ведется по так называемым слободкам. Проводится ряд преобразований, способствующих развитию города: меновой двор передается в городскую собственность (7 сентября 1868г.), учреждается лазарет при «тамошней уездной команде» (10 мая 1869г.), открывается почтовая контора (1869г.), уездное казначейство (лето 1865г.). В то же время проводится ряд преобразований, способствующих развитию Орска как поселения городского типа. 17 апреля 1884 года Государственный Совет утверждает права города Орска на землю, а 18 октября этого же года городская Дума утверждает журнал о выкупе усадебной земли у города владельцами в вечное и потомственное владение Рост торговых оборотов, усиление деловой активности, организационные преобразования в городе, способствуют значительному притоку населения, что в свою очередь требовало упорядочить структуру самого поселения и наметить план дальнейшего его развития, так как город Орск становится перспективным торгово-промышленным городом. В 1886 году при городском голове Доримедонте Гордеевиче Швецове утверждается первый Генеральный план застройки города Орска. С этого времени Орск стал развиваться по новому регулярному плану. Этот процесс был связан с уникальным событием в истории градостроительства: за относительно короткий отрезок времени на базе принципов регулярной планировки были выполнены и в основном реализованы генпланы 500 русских городов. По этому плану город Орск имел ярко выраженную прямоугольно – решетчатую структуру с регулярной сетью улиц и системой площадей, дополнялась она фрагментами лучевой структуры – трактами, идущими в направлении современного Нового города и в сторону современного поселка Вокзальный, что в дальнейшем определило развитие города именно в этих направлениях. Исторически сложившаяся прямоугольно – решетчатая структура старого города в настоящее время полностью сохранилась и является памятником градостроительства. С апреля 1878 года Решением городской думы улицы стали получать наименования, сначала в городской части, примыкающей к горе Преображенской. Главная улица была названа Большой (ныне ул. Советская). В конце XIX века в Оренбургской губернии наблюдается значительный экономический подъем, связанный с тем, что Оренбургская пшеница твердых сортов получает признание на международном рынке. В Орском уезде растут посевные площади. Выпавшие подряд два урожайных года (1894 и 1895 гг.) позволили создать значительные запасы зерна. Торговля мукой стала более выгодной, чем торговля пшеницей. В Орске растет количество мукомольных предприятий. Промышленность была представлена 26 мелкими заводами, главным образом, салотопеными, мукомольными, прособдирными, кожевенными на 190 рабочих мест. В городе была одна больница на 24 кровати, врач и 5 фельдшеров (Словарь Брокгауза и Эфрона, т. 3, изд. 1897г.). В первое десятилетие XX века идет интенсивное переселение крестьян из западных губерний России в Орский уезд, увеличивается и население Орска. В 1912 году принимается государственное решение о строительстве железнодорожной линии Оренбург – Орск протяженностью 327 километров. К 1914 году железная дорога была доведена до станции Сара, не доходя до Орска 50 км. Окончание строительства намечалось на 1916 год. В это время было построено здание на товарном дворе станции «Орск» и начато сооружение пассажирского вокзала. В 1912 году население города Орска составляло уже 21185 человек. Имелось жилых домов: каменных – 127, из них частных – 116, деревянных домов – 2087, в том числе, 2064 частных. Магазинов для склада хлеба и товаров – 71, лавок торговых – 193, из них общественных – 87. Из фабрично – заводских предприятий работало две мукомольных крупчатых мельницы (Нидеккера А.Л. и Крылова). Здание мельницы Крылова сохранилось (ул. 1-го Мая, 133, 135). Город имел 2 механических и 8 конных прособдиров, кожевенный завод (здание 1910 года постройки сохранилось на берегу реки Орь), работал спиртоводочный завод (основан в 1890-е г.), который к этому времени стал казенным. Здание сохранилось и заметно выделяется среди других построек (ул. Энгельса, 28, 30). В 1912 году начало работу Орское отделение Русского торгово-промышленного банка (здание по ул. Декабристов, 5). В 1908 - 1913 годах в Орске обосновывается ряд иностранных фирм, размещавшихся в районе ул. Азиатской (ныне ул. Декабристов) и Сорочинской (ныне часть ул. Петрашевцев) по продаже сельхозмашин: веялок, сеялок, жаток, косилок, паровых двигателей. Швейные, ручные и ножные машинки продавало Орское отделение фирмы «Зингер» (здание сохранилось по ул. К. Маркса, 3). Накануне первой мировой войны была построена телеграфная линия Оренбург – Орск, появились первые 10 телефонных абонентов, работала частная электростанция купца Маца А.Ф. на 82 л.с. (здание сохранилось). Город Орск был отнесен к 5 разряду среди городов России. Имел уже типографию, кинематограф, 2 увеселительных заведения, 3 гостиницы, 5 трактирных заведений и 68 постоялых и заезжих дворов, работавших на полную мощность в базарные и ярмарочные дни. Советская власть в Орске была провозглашена 23 декабря 1917 года. С июля по 27 сентября 1918 года была 3-х месячная оборона города от белоказаков-дутовцев. В 1919 году Орск дважды переходил из рук в руки. Наиболее ожесточенные бои шли в районе Кумакских высот, где в 1967 году был установлен памятник защитникам города. С 29 августа 1919 года в Орске была вновь установлена Советская власть. И начал город строиться... После окончания гражданской войны (1918-1921 гг.) Орск был центром среднего по экономике сельскохозяйственного района. В 1923 году население города равнялось 14000 человек История Нового города Орска начинается с 1932 года, когда правительственной комиссией на левом берегу реки Елшанка были выбраны площадки для размещения промышленных предприятий, а на правом берегу – территория Соцгорода. Генеральный проект города Орска, разработанный в 1935 году группой западно-европейских архитекторов под руководством Ганса Шмидта (представителя архитектурно – художественной мастерской Эрнста Мая), убедительно иллюстрирует данные особенности. На нем определены территории промышленных предприятий, Нового Соцгорода и соцпоселков. Прямоугольно – решетчатая структура новых районов преемственно развивает традиции «регулярного города» (генеральный план 1886 года). Однако свободная компоновка новых образований и их связей в пространстве является авангардным для того времени решением. Часть этого проекта была реализована. Так был построен комплекс жилых и общественных зданий (по проспекту Мира, проезду Металлургов и переулку Музыкальному), в котором ярко выразились стилистические и функциональные решения конструктивистского направления архитектуры 30-х годов. Проект 1935 года имеет определенные недостатки: механичность планировочной сети и транспортных связей между районами, малые разрывы между промышленностью и жильем, недостаточно рациональная связь Старого города с Новым. Вместе с тем механичность сети компенсировалась выделением главных улиц, широкими бульварами, ведущими к предприятиям; контрастным сочетанием геометрии промышленно-жилых комплексов с живописными реками и горами. В годы 2-й и 3-й пятилеток по проектам отраслевых проектных организаций возникают жилые поселки в непосредственной близости от промышленных новостроек.Таким образом, в предвоенный период сформировалась рассредоточенная по форме структура города, части которой весьма условно объединялись лишь линейно – ветвистым каркасом автомобильных и железных дорог. Северная часть Нового города, начиная от кинотеатра «Мир» до ул. Тагильской и далее, до ул. Волкова и ул. Маршала Жукова, застраивалась с середины 1960-х годов и по настоящее время. 22 января 1971 года Орск Указом Президиума ВС СССР награжден орденом Трудового Красного Знамени за успехи, достигнутые в выполнении 8-го пятилетнего плана по развитию промышленного производства и особенно цветной металлургии. За последние 20 лет все поселки города, за исключением Новой Биофабрики, за Орью, слились в единое городское образование и от них остались только названия, отражающие процесс его формирования: Старый город, пос. Нефтяников, Машиностроителей, Соцгород, Елшанка, Строителей, Никель, Мясокомбинат и т.д. Орск имеет 5 железнодорожных станций, из которых выделяются ст. Орск и ст. Никель. | |
Просмотров: 1989
| Рейтинг: 5.0/10
|
Всего комментариев: 0 | |