Приветствую Вас Гость!
Пятница, 26.04.2024, 04:56
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Наш опрос



Оцените сайт НПСО
Всего ответов: 3136

Все опросы

Календарь

«  Февраль 2023  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728

Статистика




Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0


Теги

шествие спорт пикет Орск кпрф Орские известия молодежь оренбург Патриоты России первенство конкурс ЖКХ национальные центры депутаты свобода сонет поэты губернатор дети Кувандык гитара федерация баскетбола Коровин Комсомольская площадь НПСО РСМ непоседы Орская Хроника барды горсовет Берг депутат ТСЖ Макаров ОАкЦ митинг Козерод Седой баскетбол Фонд милосердия Великий Октябрь ветераны День Победы баскетбол Власть Восточное Оренбуржье ЭКОЛОГИЯ Общественная палата журналисты футбол актив Фролов общественность комсомол суд литобъединение франц 2010 фестиваль непоседы. выборы коррупция Турнир Перекат турнир ветеранов трезвость пробежка Кубок городское собрание встреча волейбол юноши Орск. митинг Первомай Бабье лето 2007 год. Перекат отдых администрация Орска новый год Дюндин Губерля горы Справедливая Россия Россия турслет команда Зудилов праздник чемпионат первенство города НПСО. Актюбинск фронтовики федерация баскетбола. ТКО гай Новотроицк Казахстан Франц. городское собрание. Орск. Кувандык
















































































Форма входа

Поляничко В.П.


9.03.1937-1.08.1993
Узнать больше...

Общественная приёмная

Энциклопедия

Архив записей

Поиск

Наши баннеры

НПСО баннер



| Ещё баннеры |

Наши друзья

Подписка на рассылку

Имя: 
E-mail
Главная » 2023 » Февраль » 2 » Есть ли Бог в конституциях исламских республик и республик, которые в нашем общем восприятии являются исламскими?
19:18
Есть ли Бог в конституциях исламских республик и республик, которые в нашем общем восприятии являются исламскими?
Рассмотрим фрагментарно конституции Казахстана, Сирии и Ирана от первой до последней, я бы сказала, по степени их сопричастности божественному началу. Атеистам и ряду чиновников это будет не менее интересно, ведь они, кажется, считают богами самих себя.

Итак, Конституция Республики Казахстан (вступила в силу 05.09.1995):

Статья 19
1. Каждый вправе определять и указывать или не указывать свою национальную, партийную и религиозную принадлежность.

Конституция Казахстана очень похожа по духу и букве на Конституцию России, впрочем, как и конституции других стран – союзных республик СССР. Собственно, Советский Союз тоже, я полагаю, был под римским (континентальным) правом, однако хотя бы идеологический и концептуальный быль контроль (в частности, речь о Сталине). А нынче любая государственная идеология как будто под запретом (см. статью 13.2 Конституции РФ). Притом Конституцией СССР от 1977г. закреплялся только один личностный правовой статус – гражданина (наличие прав и обязанностей). В современной российской же их минимум два – гражданина и человека, а значит, помимо прав у нас потенциально есть еще и свободы от рождения, как у римских патриций. (Почему бы и нет.)

Одновременно свобода вероисповедания (см. выше статью 19.1) и свобода совести (см. статью 22 ниже) описаны в разных нормах, а значит, имеют различную природу:

Статья 22
1. Каждый имеет право на свободу совести.
2. Осуществление права на свободу совести не должно обуславливать или ограничивать общечеловеческие и гражданские права и обязанности перед государством.

В нашей российской Конституции обе эти свободы – в одной общей норме, разделены запятой (см. статью 28) и как будто сливаются в единую религиозную, что в корне не верно. Вероисповедание – официальная принадлежность к одной из разновидностей религии (по толковому словарю Ожегова), а совесть (чувство нравственной ответственности за свое поведение) – это ген Бога, по моему личному мнению (ваше может отличаться). Казахстанский Основной Закон в этом плане только подкрепляет мое предположение.

Конституция Сирийской Арабской Республики
(принята на референдуме 26.02.2012) говорит вот о чем:

Статья 3
Религией президента республики является ислам, Исламская юриспруденция должны быть основным источником законодательства.

Иными словами, простой гражданин вправе исповедовать любую другую религию, а источников права может быть несколько. Хотя приоритет, очевидно, законодатели дают исламу, но притом Коран как источник права прямо не указан. Толкованием Конституции и госактов занимаются соответствующие органы судебной власти, поэтому делаю лишь предположение.

«Божественное начало», «Божественная природа», «Бог» в Законе отсутствуют.

Давайте посмотрим теперь Конституцию Исламской Республики Иран (была утверждена в 1980 г., пересмотрена в 1989 г.).

Статья 1
Государство Иран является исламской республикой, согласно которой иранская нация, основанная на традиционной вере в правительстве истины и справедливости [раскрывается] в Коране <…>

Статья 2
Исламская Республика - это система, основанная на вере в следующие принципы:
1. Монотеизм (выраженный в утверждении «нет бога, кроме Бога»), суверенитета и права, принадлежащих исключительно Богу, и необходимости соблюдать Его заповеди.
3. Воскресение и его конструктивная роль в процессе совершенствования направляют человечество к Богу.
4. Божественная справедливость в Творении и в Законе.
6. Достоинство человека и благородные человеческие ценности, а также свободная воля человека с ответственностью, которая сопровождает его перед Богом.
Исламская Республика обеспечивает установление правосудия, политической, экономической, социальной и культурной независимости и национальной целостности посредством:
а. Непрерывное толкование квалифицированных исламских юриспруденций, осуществляемое на основе Корана.

Статья 12
Официальной религией Ирана является ислам <…>

Отмечу, что статьей 28 Конституции России закреплена гарантия свободы вероисповедания, статьей 14.1. – «светскость государства», т.е. официальной религии в нашей стране быть не может, соответственно, нельзя было прописать в Основном Законе РФ, что он базируется на каком-то конкретном Священном Писании, да и вообще на собрании священных книг. Однако этот факт ни в коем случае не опровергает божественную природу человека.

Наконец, статья 56
Абсолютный суверенитет над миром и человечеством принадлежит Богу, который хотел, чтобы человечество было суверенным над своей социальной судьбой. Никто не может лишить человека такого права, которое имеет божественное происхождение, и не порабощать это право на личные или групповые интересы <…>

Любопытно, что в иранской Конституции есть такое понятие как «религиозная юрисдикция» (статья 12). Значит ли это, что Коран имеет юридическую силу, правовое поле? Почему бы и нет. Недаром ведь эта страна официально находится в Мусульманской правовой системе (семье), правосудие вершится на основе предписаний шариата. Да и вообще полезно почитать Основной (?) Закон Ирана – Конституцию в свете последних и грядущих мировых событий.

Примечание. Всё написанное выше представляет собой точку зрения, авторский правовой ликбез.


Юлия Галкина, юрист
Категория: Авторские статьи | Просмотров: 1137 | Добавил: Korovin | Теги: Юлия Галкина, Орск, Казахстан, Иран, Сирия, конституция | Рейтинг: 5.0/28
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]